Всего просмотров

yafedka. Технологии Blogger.
суббота, 29 октября 2011 г.

Замки пустыни

Наследство Омейядов

Иорданские замки в пустыне – прекрасные образцы раннеисламской архитектуры и искусства. Эти замки некогда утопали в зелени и цветущих садах, орошаемых с помощью оригинальных ирригационных сооружений, часть из которых сохранились до сих пор. Их замечательные мозаики, фрески, резьба по гипсу и камню, росписи, созданные в лучших персидских и греко-римских традициях могут поведать бесконечное множество историй о жизни 5 - 8 веков нашей эры.
Эти замки благодаря своей структуре, специально продуманной для пустыни в основном служили, как караванные стоянки, а также выполняли функции сельскохозяйственных и торговых центров, местом для отдыха путешественников, и пограничными постами, которые помогали правителям управлять отношениями с местными бедуинами.
Замки служат свидетельством великой эпохи в истории страны. Большинство этих самых разнообразных по назначению, архитектурному стилю и особенностям декора древних строений создавалось в эпоху правления династии Омейядов в первой половине в VIII века нашей эры.
Удивительные мозаики, фрески, резьба по камню и лепнина, выполненные в лучших персидских и греко-римских традициях, рассказывают бесчисленные истории о людях, живших здесь.
Омейяды -  династия мусульманских халифов. Их предок Омейя был, по словам арабских генеалогов, двоюродным братом Абдоль-Моталлиба, деда основателя ислама Мохаммеда, а по мнению европейских ученых — более далекий родственник, и притом несомненно более знатный; род его был самым могущественным и богатым среди мекканских курайшитов. Внук Омейи, Абу-Соф-ян , долго был вожаком мекканской знати, враждебной исламу, и только в момент полного торжества Мохаммеда принужден был принять презираемый им до тех пор ислам. Его сын Моавия, тонкий политик, будущий основатель династии, выступил в 634 г. добровольцем в сирийском походе; через пять лет Омар, чтобы задобрить светскую партию мекканцев, поставил Моавию правителем Сирии; с тех пор, в течение сорока лет, эта провинция никогда уж не выходила из рук Моавии. 

В течение последующих десятилетий, Умейяды усеяли Иорданскую степь роскошными зданиями, украшенными мозаикой, фресками и резными полами. Все это свидетельствует о том, что Умейяды пришли к взаимовыгодному соглашению с Сирийской цивилизацией. Тот факт, что несколько этих зданий находились в Иорданской пустыне, свидетельствует о первостепенной важности этого региона.
Разумеется, присоединение этой области к военному округу Дамаска, губернатор которого непосредственно подчинялся Дамаску, только подтверждает наличие этого взаимовыгодного соглашения. 
Замки Пустыни Умейядов изначально рассматривались как уединенные в пустыне места (Бадии) для Умейядских принцев, которые, будучи изначально склонными к кочевому образу жизни, вырастали утомленными скукой городов и городской атмосферой скученности. Эти замки позволяли им вернуться в пустыню, где их кочевые инстинкты могли проявляться наилучшим образом, и где они могли предаваться приятному времяпровождению вдали от ханжеских глаз и ушей.

Отношение Омейядов к исламу было формальным. Поэтому замки, построенные в эпоху Омейядов являются наследием персидской и греко-римской культуры, на которую ислам еще не успел отложить свой отпечаток.
Один из наиболее сохранившихся памятников, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.- это замок Кусейр-Амра. В его помещениях можно увидеть фрески, представляющие огромную ценность в мире живописи, а также историческую, а в двух комнатах на полу уникальная мозаика, которая интересует многих почитателей этого вида искусства. Кусейр-Ампа является замком Омейядов. Он находится на территории Иордании в 100 км восточнее Аммана. Памятник принадлежит раннесредневековой арабской архитектуре Ближнего Востока. Замок был построен примерно в 710 году. Фрески, находящиеся в здании, свидетельствуют о том, что в те времена предпочитали художественные традиции эллинистической и римской Сирии. Большинство фресок изображают охоту, труд, игры. Росписи, которые можно увидеть в Кусейр-Амре, являются наиболее значительными памятниками живописи, принадлежащих арабскому халифату.

Росписи замка Кусейр Амра представляют собой огромный по своему размаху живописный ансамбль. Фрески бань, примыкающих к основному дворцовому комплексу, – лишь его небольшая часть. Росписи сводов помещений самих бань, а также фрески стен прилегающих помещений тематически весьма разнообразны. Здесь есть сцены охоты, многофигурные символические композиции, изображения купающихся обнаженных женщин и детей, растительные орнаменты, а также изображение карты звездного неба в куполе кальдария (помещения с горячей водой), которое является одним из наиболее ранних сохранившихся изображений подобного сюжета в монументальной живописи средиземноморского региона. Как концепция росписи в целом, так и большинство отдельных мотивов и иконографических схем, а также сюжет росписи кальдария заимствованы из произведений искусства и научных трактатов эллинистического мира.
Подобный круг сюжетов полностью соответствует концепции арабского ученого и врача Абу-Бакра Ар-Рази (865–925 гг.), изложенной им в трактате «Духовное врачевание», согласно которой изображения именно этих сюжетов способствуют гармонизации трех частей души: растительной, животной и разумной. Абу-Бакр Ар-Рази является последователем восточного перипатетизма, и в своем трактате развивает идеи Платона. Авторы росписей бань замка Хирбат аль Мафджар выражают новые идеи, также используя изобразительный арсенал, заимствованный ими из искусства эллинизма.

Азракский замок (Каср Азрак), построенный из черного бальзата – самый дальний из дворцов пустыни (103 км. От Аммана по направлению к границе с Ираком). Обильные воды Азрака сделали его местом стоянки на Вади Сирхан и торговым маршрутом, и магнитом для бедуинов пустыни. Это также привлекло католиков которые, согласно Сертимиусу Сувериусу (193-211 н.э.), установили здесь восточную военную заставу в провинции Аравии.О репвоначальном виде замка в центре Азрака, мало что можно сказать, потому, что он неоднократно перестраивался.
 Вырезанное каменное посвящение Императорам Дайоклетиану и Максимиану, датированное  300 годом н.э. может отмечает начало строительства черного базальтового форта, огромные каменные двери которого все еще включают их оригинальные стержни. Дайоклетиан также строил дорогу здесь, Страты Дайоклетиана, связывая Азрак с Дамаском и Пальмирой. 
Азрак оставался военным постом в течение Византийского периода, а в 7-ых и 8-ых столетиях Умайады прибыли сюда, чтобы охотиться. Замок, возможно, был забыт, а после Аббасидов был перемещен в Багдад - согласно арабской надписи по главным воротам, губернатор Ауюбида Изз ад - Дин Аябак восстановил его в начале 13-ого столетия. 
Замок имеет практически квадратную форму. Восьмидесятиметровые стены окружают центральный двор. В центре небольшого внутреннего двора есть маленькая мечеть, относящаяся к периоду правления Айюбидов, и главный колодец. Каждый угол внешней стены укреплен прямоугольной вытянутой башней. Основной вход – это огромная навесная базальтовая плита. За ним расположен холл, разметка на полу которого говорит о том, что его использовали для игр. Над входом находится комната, которую во время пребывания в Азракском замке занимал Лоуренс Аравийский. У смотрителя замка есть целая коллекция фотографий Лоуренса, потому что его отец был одним из арабских офицеров на службе у этого легендарного британца.


Каср Харрана – древний дворец, в стенах которого при необходимости могло разместиться до 400 человек. Здание напоминает крепость с узкими бойницами. На 2 этажах расположено 61 помещение. Это один из двух Иорданских пустынных замков, которые, кажется, построены для защиты. Но здесь это может быть более очевидным – “стрелки- прорези” являются слишком высокими и маленькими и, должно быть, были для проникновения воздуха и света. И при этом это не был караван-сарай, поскольку он не находится на торговом маршруте. Наиболее вероятно это было место, где правители Омайада могли встретиться с бедуинами пустыни, чтобы договариваться об их поддержке.
Замок построен из непокрытых камней, с меньшими камнями, заложенными в рядах между ними; первоначально они были замазаны глиной. Его бескомпромиссная прямоугольность сломана круглой башней в каждом углу и полукруглом в середине каждой стены, за исключением южной стороны, где единственный вход занимает центр.
Здание состоит из двух ярусов вокруг открытого внутреннего двора. Столбы только с лева и права во внутренней части ворот, в то время как жильё для людей - вокруг трех других сторон внутреннего двора и на верхних этажах. В одной из верхних комнат окрашенная Куфия, однако, остаётся неясным, идёт ли речь об оригинальной конструкции или более позднем восстановлении.


Каср Аль Мушатта наиболее богато украшенный из дворцов Омаяда в Иордании был Каср Аль Мушатта, недалеко от Международного Аэропорта Королевы Алии, к югу от Аммана. Небольшие остатки тонких и ярких каменных вырезаний, которые когда-то украшали фасад. В 1903 году Османский Султан Абдул Хамид II, дали их Кайсеру Вилхельму II. И сейчас они находятся в Берлине.
Каср Аль Мушатта - большое квадратное окруженное стеной вложение с круглыми башнями в углах и пяти полукруглых равномерно расположены с каждой стороны, кроме юга, центр которого занят воротами - пятиметровые высокие вырезания были первоначально расположены в полосе вертикальных и перевернутых треугольников.
Комплекс зданий только в воротах вводил в просторный центральный суд, с королевским залом аудитории и местом жительства в дальнем конце, вероятно построенном для Калифа Валида II, зал аудитории - базилика, поскольку Вы вступаете от суда, с апсидой трилистника, которая, возможно, была покрыта деревянным куполом. С обеих сторон этого здания были покрыты хранилищами барреля запеченных глиняных кирпичей, некоторые из которых вы можете увидеть в настоящее время. Как и Каср Туба, дворец был не завершен.




Каср Аль Халлабат - это значительный комплекс, который включает в себя замок (Каср), мечети, большие водохранилища, резервуары, и бани. Новые раскопки в замке и мечети привели к переоценке истории участка.
Хотя глиняная посуда и надписи говорят о Набатейском периоде, нынешний Каср вероятно начался во втором столетии как небольшой римский форт, один из многих защищающий аравийские границы. Он был построен из местного известняка и охранял дорогу Нова Траиана, позднее Каср был перестроен по плану, в четыре раза превышает размер оригинала, с квадратной башней в каждом углу.
Этот второй форт был разрушен в 6-ом столетии, возможно землетрясением в 551 году, и был снова восстановлен, вероятно, племенем христианина Гассанида. Несмотря на то, что внешний вид был сохранён, интерьер стал местом жительства с залом аудитории, украшенным мрамором и мозаиками. Многие чёрные базальтовые камни были доставлены для его восстановления. Некоторые секции с длинной греческой надписью, указ Императора Анастасиуса I (491-518гг), определяя его положение в аравийской области; но камни использовались без отношения к надписям, впоследствии они были заштукатурены.
Каср прославился в восьмом столетии, когда Умаяд преобразовал его в роскошную резиденцию, щедро украшенную резными штукатурками, фресками и яркими мозаичными этажами, мечеть была построена рядом с ним. А через 2 км – развалины бани (Хаммам ас-Сара), по стилю очень похож на Кусаюр Амра.


Каср Туба. В1896 году Алоис Мусил, чешский исследователь и Арабист, бедуины Мадабы рассказали ему о некоторых старых дворцах в пустыне, украшенных колоннами, картинами и надписями. Два года спустя его возвращению, он нашел Каср Туба, крупнейший и самый отдаленный из группы мест жительства пустыни построенный в начале 8-ого столетия под покровительством калифов Умайада. Названный Каср (дворец на арабском языке и замок на английском), он великолепный пример ранней Исламской архитектуры, индивидуального стиля и материала.Калифы Омаяда и их губернаторы планировали побег из Дамаска в пустыню, где они могли бы на их арабских скакунах охотиться на ястреба. Но более серьезная цель лежит в основе этого - они планировали наладить контакт с бедуинскими племенами в пустыни, от поддержки которых они зависели.
Каср Туба, построенный во время Калифа Аль - Валид II (743-44), состоит из двух равных корпусов, создающих двойной квадрат. Только северный угол был закончен, но схема целого комплекса видна с высоты. Стены имеют три курса камня с глиняным кирпичом выше, включая сводчатые крыши. Камень также использовался, чтобы создать дверные арки. Мусил нашел некоторые прекрасные резные камни, которые в данное время находятся в Археологическом Музее в Аммане.



Погода

Яндекс.Погода

Архив блога

Рейтинг@Mail.ru